Здесь собраны мемуары и дневники артистов балета Дягилева. Знаменитые “Русские сезоны” более 20 лет покоряли лучшие города Европы. Вашему вниманию представлена 1 часть подборки.
Дягилев
- “Сергей Дягилев. Русские сезоны навсегда” (Шенг Схейен);
- “Жизнь замечательных людей” (Наталия Чернышова-Мельник).
Сам Дягилев собственных мемуаров не оставил. Ему было просто некогда. Зато есть 2 биографии, которые раскрывают его как гения искусства и прекрасного продюсера.
Кшесинская
- “Воспоминания” (мемуары);
- Дневники, воспоминания, письма великого князя Андрея Владимировича.
Матильда Кшесинская пользовалась покровительством Императорского двора. В юности у нее был роман с Николаем 2. После расставания за ней ухаживал дядя Николая – Сергей Михайлович. А вышла замуж она за великого князя Андрея Владимировича. Они были кузенами с Николаем 2.
В 1909 году всячески (творчески и финансово) Кшесинская содействовала Дягилеву в организации первых Русских балетных сезонов. Но вскоре Маля и Серж рассорились. Выступления были на грани срыва.
Но они состоялись!
В своих мемуарах Матильда часто вспоминает Дягилева и свои гастроли по Европе. Много было между ними споров и разногласий за всю жизнь. Но окончательно они помирились лишь в эмиграции.
Нижинские
- “Чувство” (Вацлав Нижинский);
- “Вацлав Нижинский” (Ромола Нижинская);
Вацлав Нижинский был лучшим другом Сержа Дягилева. Ваца и Серж были связаны контрактом на протяжении 5 лет. Дягилев быстро понял, что Нижинский человек творческий. Он всячески отгораживал его от общения со всеми.
В “Русских сезонах” Нижинский блистал в “Павильоне Армиды”, “Жар-птице”, “Спящей красавице”, “Петрушке”, в “Видении розы” и тд.
И однажды звезда Нижинского “выстрелила”. В 1912 году вышел балет «Послеполуденный отдых фавна», который был поставлен самим Вацлавом. Он произвёл на публику настоящий фурор! Далее последовали его реформаторские постановки “Игры” и “Весна священная”.
Так они творили, пока к труппе Дягилева аккуратно примкнула венгерская аристократка Ромола Пульска. И влюбилась она, конечно же, в Нижинского. Девушка очень долго пыталась попасть в труппу, брала уроки балета.
В 1913 году труппа Дягилева отправилась с гастролями по Южной Америке. Добираться нужно было на корабле. Дягилев не поехал. И тут Пульска быстренько охмурила Вацлава. Не успев сойти с корабля, она уже стала госпожой Нижинской. Они обручились.
Дягилев был в ярости. Он выгнал Нижинского из собственной труппы. К сожалению, у Вацлава очень тяжелая судьба. Он болел шизофренией. Несмотря на предательство, Дягилев всячески старался “вернуть” Вацу к жизни.
Павлова
- “Я помню ее такой. Моя жена Анна Павлова” (Виктор Дандре).
Анна Павлова с Дягилевым проработала очень мало. Она танцевала в паре с Вацлавом Нижинским в балетах «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Египетские ночи» и многие другие.
По слухам, в ней заиграла творческая ревность. Ей очень не понравилось, что европейская публика рукоплескала Нижинскому намного громче, чем главному “умирающему лебедю” мира.
Европейцы в фамилии Павлова ставили ударение на букву “о”.
Позже в 1910 году она ушла в сольное творчество. И со своим гражданским мужем Виктором Дандре, набрав труппу артистов, организовала собственные гастроли.
Карсавина
- “На Театральной улице” (мемуары).
Тамара Карсавина была любимой артисткой и подругой Сержа Дягилева. В “Русских сезонах” балерина дебютировала вместе с Вацлавом Нижинским в “Павильоне Армиды”. А потом была ее триумфальная роль жар-птицы в одноименном балете.
Фокин
- “Против течения. Воспоминания” (мемуары).
Михаил Фокин был выдающимся балетмейстером. Гастроли Русского балета в Париже принесли ему мировой успех. Из-под его пера вышли следующие постановки:
- Половецкие пляски;
- Павильон Армиды;
- Карнавал;
- Шахерезада;
- Жар-птица;
- Петрушка;
- Видение Розы;
- и многие другие.
Фокин работал у Дягилева с 1908 по 1914 год. Позже они рассорились. Михаил покинул труппу.
В своих мемуарах Фокин часто обижался, что вся слава ушла к Дягилеву. Зрители считали Сержа творцом балета/балетмейстером/хореографом/художником-постановщиком… Но балеты ставил Фокин, а Дягилев был классным организатором и пиарщиком.
Со временем вместо “Ballet Russe” постановки стали называться “Serge Diaghileff Ballet Russe”, а затем “Дягилевский балет”.
Бенуа
- “Мои воспоминания” (мемуары, 5 томов).
Александр Бенуа – знаменитый русский художник и деятель искусств. С 1908 по 1911 год был художественным руководителем “Русских сезонов”. Оформление сцены, декорации, гобелены, костюмы – многие шедевры были сделаны именно им:
- Петрушка;
- Жизель;
- Спящая красавица;
- Сильфиды;
- Павильон Армиды;
- Половецкие танцы;
- Пир;
- Клеопатра.
Декорации Александра Бенуа к балету “Павильон Армиды”.
Бакст
- Моя душа открыта (мемуары, 2 тома).
Лев Бакст – знаменитый художник, иллюстратор, дизайнер. С 1910 года работал над театральными декорациями “Русских сезонов”, в которых произвёл настоящую революцию.
Визуально оформлял следующие балеты:
- Клеопатра;
- Карнавал;
- Шахерезада;
- Жар-птица;
- Нарцисс;
- Видение розы;
- Послеполуденный отдых Фавна;
- и многие другие.
Декорации Льва Бакста к балету “Шахерезада”.
Рерих
- Листы дневника (мемуары, 3 тома).
Николай Рерих – русский художник, путешественник, философ и мистик. Он выступил не только как создатель костюмов и декораций для “Русских сезонов”, но и как либреттист. Оформил такие балеты:
- Половецкие пляски;
- Князь Игорь;
- Псковитянка;
- Весна священная;
- и многие другие.
Стравинский
- Хроника моей жизни (мемуары).
Игорь Стравинский – русский композитор, который начал свое партнерство с Дягилевым с написания музыки для трех балетов (“Жар-птица”, “Петрушка”, “Весна священная”). В последствии все эти балеты принесли ему мировую известность.
Игорь Стравинский и Серж Дягилев
Дягилев и Стравинский сотрудничали на протяжении многих лет, то прерывая, то восстанавливая рабочие отношения. За это время композитор написал многие знаменитые балеты:
- Поцелуй феи;
- Лиса;
- Свадебка;
- Пульчинелла;
- Царь Эдип;
- и многие другие.
Из воспоминаний Стравинского:
На этой обложке книги “Хроника моей жизни” также изображен портрет Стравинского, который нарисовал Пикассо. Только он был написан чуть позже (в 1920 году).
Рубинштейн
- “Причуды Саломеи, или Роман одной картины” из цикла “Грешные музы” (Елена Арсеньева).
Ида Рубинштейн – личность странная. Ее родители были очень богатыми. Но, к сожалению, скончались в эпидемию. Девушка осталась один на один со своим несметным богатством.
Она немного не вписывалась в стандарты женской красоты того времени, поэтому решила брать не талантом, а своими финансами. Она платила режиссерам, чтобы те брали ее на роли.
В стороне не остался и Дягилев. Говорят, за хорошую сумму Ида попала в балет Сержа. Она и не танцевала, и не играла. Рубинштейн всегда была гениальной фигуранткой. С важным видом королевы она ходила по сцене и украшала собой постановку.
Именно в труппе Дягилева Ида познакомилась с художником Валентином Серовым, который позже нарисовал ее знаменитый портрет.
Мордкин
- Артист балета Михаил Михайлович Мордкин (Елизавета Суриц).
Михаил Мордкин был настоящим “Гераклом балетной сцены”. Сильный и ловкий танцовщик обладал идеалом мужской красоты. Своими движениями он заполнял любую постановку.
С труппой Дягилева артист открывал “Русские сезоны”. Мордкин дебютировал в 1909 году в балете «Павильон Армиды». Но ошеломительный успех пришел к нему в 1910 году, когда он танцевал уже в труппе Анны Павловой вместе с примой.
Позже в 1926 году Мордкин стал одним из основоположников американского классического балета.
Каралли
Вера Каралли гастролировала с труппой Дягилева в 1909-ом, а затем в 1919-1920-ых годах. Танцевала с Михаилом Мордкиным. Участвовала не только в постановках «Дочь фараона», «Жизнь за царя», «Лебединое озеро», «Саламбо», но и стала звездой русского немного кино.
Также была косвенно причастна к убийству Григория Распутина. У Веры Каралли с 1915 года был роман с великим князем Дмитрием Павловичем. Она была одной из двух женщин (вторая Марианна Пистолькорс), которая присутствовала в Юсуповском дворце в ту саму злосчастную ночь.
После революции эмигрировала в Литву.
Несколько ее писем, которые не были опубликованы.
Лопухова
- «Маленькая Лопухова»: Лидия Лопухова (1891–1981), ее жизнь и творчество за рубежом (Елизавета Суриц).
Лидия Лопухова дебютировала в “Русских сезонах” в 1910 году. Она исполняла выделяющиеся роли в “Жар-птице”, “Карнавале”, “Петрушке”. Но после гастролей на 5 лет уехала в США.
Вне Родины Лопухову называли на европейский манер – Лопокова (Lopokova).
Вернулась к Дягилеву она только в 1916 году. Начала танцевать в паре с Вацлавом Нижинским. У труппы начались гастроли по США. А Лопухову там хорошо знали. Сержу этот факт сыграл на руку. Лидия прослужила в труппе до 1919 года.
Потом сбежала, желая как можно быстрее разорвать брак с одним из администраторов труппы Рандольфо Бароччи. Но в 1921 году Лидия снова вернулась к Дягилеву и танцевала роль Авроры в “Спящей красавице”.
Лопухова утверждала, что именно ее участие побудило Сержа изменить название «Спящая красавица» на «Спящая принцесса». «С таким носом невозможно называться ‘красавицей’!» – якобы сказал он ей.
Затем девушка опять убегает из труппы. Выходит замуж за знаменитого английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Но в 1925 году снова возобновляет выступления с Дягилевым.
Кохно
- “Дягилев и Русские балеты” (Борис Кохно).
Борис Кохно был личным секретарём и помощником Дягилева до самой его кончины. Борис сочинял стихи, музыку, новеллы, занимался живописью, рисовал.
Для «Русских сезонов» написал:
- либретто оперы Мавра;
- балет Докучные;
- Матросы;
- Кошка;
- Блудный сын.
Вместе с Лифарем был при Дягилеве в последние часы его жизни. Унаследовали часть архивов и коллекций Сержа. Тетради Кохно.
Мемуары и дневники артистов балета Дягилева, но только некоторых людей. Вторая часть доступна по ссылке.
Спасибо за ваше потраченное время