Анна Павлова. Парящий белый лебедь Русского балета. 1 часть.

Анна Павлова

Анна Павлова – прима-балерина и артистка балета. Ей рукоплескали Россия, Европа, Америка, Новая Зеландия. Эта утонченная девушка стала одной из самых великих балерин XX века.

Вторая часть биографии Павловой доступна по ссылке.

Детство

Анна Павлова родилась 12 февраля 1881 года под Петербургом. Жили они вдвоем с мамой Любовью Федоровной. А на счет отца девочки ходит несколько слухов.

  1. Любовь Федоровна фиктивно обвенчалась с отставным офицером преображенского полка Матвеем Павловым. Вместе они не жили, девочка его не знала. Но носила отчество Матвеевна.
  2. Любовь Федоровна служила у Поляковых, где крутила роман с главой семейства Лазарем. А потом забеременела от своего хозяина и внезапно пропала.

Отчество Матвеевна Анна не любила. И вскоре стала Анной Павловной Павловой. Это был некий сценический псевдоним.

Анна с мамой Елизаветой Федоровной

анна павлова и любовь федоровна мама

Девушка ощущала очень тесную связь с бабушкой. И обожала гостить у нее в деревне Лигово (Ленинградская область). Малышка была очень слабенькой. А чистый воздух и лесные массивы помогали ей окрепнуть.

Маленькая Нюра, как ее называли в семье, уже тогда почувствовала близкую связь с природой. Свои часы она проводила на полянах и опушках, любуясь цветами.

Дом в Лигове, где Анна провела свое детство.

дом в лигово анны павловой

Императорская балетная школа

Однажды мама Анны устроила ей сюрприз и сводила ее на балет. Тогда давали “Спящую красавицу”. Именно это представление разожгло огонь любви к искусству у маленькой Нюры.

И решила она поступать в Императорскую балетную школу в возрасте 8 лет. Но девочку тогда не взяли по медицинским показателям, так как она была физически очень слабой.

Через 2 года в 1891 году 10-летняя Нюра решила снова испытать судьбу. Из 100 девочек должны были отобрать всего 7-8 для обучения. И маленькая худенькая Анна в простом платьице однажды услышала свою фамилию.

императорская балетная школа ретро старые фото

В балетной школе Павловой очень нравилось учиться. Комнаты девочек были на 2 этаже. А комнаты мальчиков на 3. Но общение между ними было категорически запрещено. Встречались они только на некоторых занятиях по танцам.

На протяжении всей жизни ее педагогами были: Александр Облаков, Екатерина Вазем, Павел Гердт, Евгения Соколова, Мариус Петипа, Энрико Чекетти.

анна павлова в детстве

Мариинский театр

После окончания обучения Анна Павлова поступила на службу корифейкой в Императорский театр, минуя кордебалет. Ей сразу стали давать хорошие роли. Дебютировала она 19 сентября 1899 года в балете “Тщетная предосторожность”.

Павлова весила всего 44 килограмма.

Затем последовали балеты:

  • “Пробуждение Флоры”;
  • “Баядерка”;
  • “Царь Кандавл”;
  • “Камарго”;
  • “Спящая красавица”;
  • “Корсар”;
  • “Дочь фараона”;
  • “Пахита”;
  • “Дон Кихот”;
  • “Лебединое озеро”;
  • “Раймонда”;
  • “Кармен”;
  • “Конек-горбунок”;
  • и многие другие.

Ее судьбоносным балетом стал “Жизель” в постановке Мариуса Петипа и Александра Ширяева.

балет жизель павлова

Кшесинская

Павлова была дружна с Матильды Кшесинской. Прима-балерина оказывала покровительство молодой корифейке. Она часто приглашала ее на званный ужин в свой особняк, где они вместе рассматривали украшения. А также осыпала Анну хорошими подарками.

Кшесинская презентовала Павловой карандаш из платины с бриллиантами и рубинами и сказала: «Аннушка, эта маленькая вещица ничего не стоит по сравнению с тем, что ты могла бы иметь, будь у тебя щедрый возлюбленный».

Матильда Феликсовна Кшесинская

Матильда Кшесинская и большевики

Матильда познакомила Нюру с великим князем Борисом Владимирович (братом ее будущего мужа Андрея Владимировича). Но юная балерина всячески отказывалась от покровительства представителя царской родословной.

Как-то перед спектаклем Матильда Феликсовна кивнула в сторону Бориса Владимировича и сказала: «Смотри, Аннушка, не упусти!». Но ни катание за городом, ни посещения ресторанов или театров не смогли привлечь внимание Павловой.

Борис Владимирович

великий князь борис владимирович

Дандре

Свое сердце Анна Павлова отдала образованному красавцу Виктору Дандре. Он имел титул барона и был состоятельным коллежским советником и чиновником Сената.

Виктор обожал балет. А как он блистательно ухаживал за юной Анной! Он всегда ждал ее в карете после спектакля. Баловал цветами, подарками, ресторанами и прогулками по городу.

На счет их отношений ходят разные слухи. Сам Дандре уверял всех в полной идиллии, немного сетуя на взрывной характер Анны. Другие же биографы утверждают, что это была жертвенная любовь.

Павлова любила Дандре. А тот ее использовал. Именно по этой причине ее “умирающий лебедь” выражал такую боль.

виктор дандре с анной павловой виктор дандре с анной павловой

Место на карте

Виктор снял для Анны квартиру в доходном доме П.И.Кольцова (в народе “Дом-сказка”) на углу улицы Декабристов 60 и Английского проспекта 21.

Ранее:

доходный дом сказка санкт петербург

Сейчас:

доходный дом сказка санкт петербург

Здесь было всё: богатое убранство и шикарный будуар (словно тут живет царская особа). Был оборудован и белый репетиционный зал. На одной стене висел портрет великой балерины Марии Тальони, на которую ровнялась Анна. А на другой стороне во весь рост красовался портрет хозяйки квартиры.

В зале также располагалась шикарная кафельная печь. Она была расписана ампирными веночками с фризом танцующих нимф.

Анна Павлова в репетиционном зале своей квартиры на Офицерской улице. 1906 г.

Умирающий лебедь

“Лебедь” стал символом балерины Анны Павловой. Именно в ее репетиционном зале на Офицерской улице (сейчас улица Декабристов) Михаил Фокин поставил знаменитого “Умирающего лебедя” для Павловой.

Фокин много лет был влюблен в Анну. Но она относилась к нему как к дорогому другу.

михаил фокин балет

Костюм лебедя был создан Леоном Бакстом. А Павлова приколола алую брошь, которая символизировала рану птицы. Но сам образ родился из печали и тоски в душе Анны по поводу непростых взаимоотношений с Виктором Дандре.

Анна Павлова в репетиционном зале своей квартиры на Офицерской улице. 1906 г.

Костюм умирающего лебедя:

костюм умирающего лебедя костюм умирающего лебедя

Партия умирающего лебедя в исполнении Анны Павловой:

Вторая часть биографии Павловой доступна по ссылке.

Чудесная и прекрасная Анна Павлова поменяла Русский балет. Именно после нее появился некий эталон балерины. Хрупкой и худой танцовщицы, которая состоит из утонченности и возвышенности.

Спасибо за ваше потраченное время