Вацлав Нижинский и “Русские сезоны” Дягилева. Европейских успех!

Вацлав Нижинский и "Русские сезоны" Дягилева

Вацлав Нижинский и “Русские сезоны” Дягилева имели огромный успех. Артисту рукоплескала вся Европа! Публика носила его на руках и считала настоящим Богом танца.

Предыдущие статьи:

  1. Детство.
  2. Балетное училище.
  3. Мариинский театр.

Русские сезоны

Внезапно в жизни Нижинского появляется Сергей Дягилев. Говорят, что их познакомил по телефону тот самый князь Павел Львов, который ранее покровительствовал юному артисту. При встрече Дягилев понял, что Вацлав ему очень понравился.

Они начали работать вместе. Серж всячески способствовал развитию Ваци. Он водил его по выставкам, спектаклям, концертам, советовал книги для чтения.

Покровитель одаривал молодого фаворита колечками с сапфирами от Картье. Вацлава даже называли “королем сапфиров”.

В нем он видел настоящего артиста и позвал участвовать в своих “Русских сезонах”. Именно Дягилев открыл Европе Нижинского. Но именно Нижинский своим талантом сумел выделить мужскую роль в балете.

Ранее на 1 план всегда выходила балерина. А мужчина-партнер присутствовал на сцене для ее поддержки при выполнении прыжков или сложных па. Но Вацлав все поменял. Он уровнял мужскую и женскую роли.

Дягилев всячески ограждал Нижинского от внешнего мира и наставлял его думать только о танцах. Он за него всюду платил, все покупал, доставлял в номер. Даже приставил к нему своего слугу Василия, чтобы тот следил за каждый шагом Ваци.

Известно, что Дягилев не платил зарплату Нижинскому. Он его содержал и покупал всё, что требовалось. А остальные деньги шли в фонд Дягилева. Позже жена Вацлава даже судилась из-за этого с Сергеем.

Вацлав был очень скромным. Он понял, что его выступления имели большой успех в тот момент, когда его окружила толпа мужчин в смокингах и дам в платьях. Парень испугался такого внимания и убежал в гримерку.

Вацлав Нижинский и "Русские сезоны" Дягилева

Чокер

Все мы знаем про такое украшение как чокер. Нижинский в балете “Павильон Армида” был первым, кто придумал танцевать в чокере. Изначально Бенуа создал для него костюм с ожерельем, но повесил его чуть ниже шеи.

Ваца подумал, что лучше, если украшение будет опоясывать шею. Знаменитый Картье тут же отреагировал на эту находку и придумал черную муаровую ленточку с бриллиантами и жемчугом «а-ля Армида».

нижинсксий и карсавина павильон армиды

Русский балет

Дягилеву удалось невозможное. Он собрал труппу артистов для постоянных выступлений в Европе. Он смог переманить к себе даже Кшесинскую и Карсавину. Правда с одной оговоркой: в нужное время девушки отправлялись обратно в Петербург, если были заняты в спектаклях.

В общей сложности творческий тандем Дягилева и Нижинского продлился около 5 лет. И, соответственно, они отыграли 5 сезонов в Европе. Каждый из которых был лучше предыдущего.

В составе “Русских сезонов” Нижинский блистал в следующих балетах:

  • “Павильон Армида”;
  • “Шахерезада”;
  • “Жар-птица”;
  • “Карнавал”;
  • “Ориентали”;
  • “Спящая красавица”;
  • “Петрушка”;
  • “Послеполуденный отдых фавна”;
  • “Видение розы”;
  • и многие другие.

Петрушка

Роль Петрушки была самой любимой Так искусно передать настроение персонажа мог только Вацлав. Он не просто вживался в роль Петрушки. Он был Петрушкой.

нижинский петрушка

Либретто «Петрушки» в постановке Фокина можно увидеть ниже на видео. В роли Петрушки – Рудольф Нуриев

Видение розы

Один из выдающихся балетов, в котором принимал участие Вацлав Нижинский, назывался “Видение розы” в постановке Фокина.

Славился он знаменитым прыжком Нижинского, который за один раз перепрыгивал из одной стороны сцены в другую. Многие поклонники тогда недоумевали: как юному артисту это удается.

Стоит отметить, что сцены в европейских театрах в  несколько раз меньше, чем сцены Мариинского или Большого театра.

Костюм для Нижинского создавал Лев Бакст. Он вместе с костюмером Марией Степановной буквально “вшивал” лепестки роз разных оттенков в тело Вацлава. Какие-то из них держались долго, другие же осыпались сразу после выступления.

Однажды Мария Степановна недосчиталась нескольких лепестков. Оказалось, что это слуга Дягилева Василий создал “лепестковый бизнес”. Он продавал их поклонникам творчества Нижинского.

видение розы нижинский видение розы нижинский

“Видение розы” в исполнении Николая Цискаридзе и Жанны Аюповой:

Хореограф

Нижинскому всегда хотелось чего-то большего. И он начал пробовать себя в качестве хореографа. Внутренние перемены пробудили в нем настоящего реформата, который безжалостно нарушал все каноны танца.

Они у него были совсем другими. Сейчас, в XXI веке, это назвали бы “уникальным видением автора”. Но люди того времени танцев Вацлава совсем не поняли.

В своей хореографии он сознательно уходит от грациозности и плавности движений. Игнорируя классическую технику и традиционные приемы, Ваца оставил только ритмические и самые необходимые па. Он сознательно использует неподвижность и паузы, добавляет прямые линии и углы .

Вацлав Нижинский и "Русские сезоны" Дягилева

Фавн

В 1912 году на парижской сцене выходит балет под названием «Послеполуденный отдых фавна», который был поставлен Нижинским. Мнение зрителей и критиков тогда разделилось на “за” и “против”.

Особенно резкий протест вызвало финальное действие танцора.

Балет в исполнении Николая Цискаридзе:

После “Фавна” последовали балеты “Игры” и “Весна священная”, которые европейский зритель не понял и довольно колко воспринял. Технически сложные балеты опередили свое время лет так на 100. Сейчас бы они зашли “на ура” под соусом “авангарда”.

Внезапные перемены

В 1913 году труппа Дягилева отправляется с гастролями по Южной Америке. Добираться нужно было на корабле, пересекая океан. Дягилев был человеком суеверным. Однажды цыганка предсказала ему смерть на воде.

В эти гастроли Сергей Павлович не поехал… Вацлав был предоставлен самому себе. Но тут же его быстренько перехватила юная венгерская артистка Ромола Пульска.

Они общались жестами, потому что Вацлав не знал венгерского и французского. А Ромола не говорила на русском. Но это не мешало им пожениться.

Узнав об этом, Дягилев рвал и метал. И даже упал в обморок. Он прислал Нижинскому телеграмму следующего содержания: “Ваши услуги Русскому балету больше не требуются. Не возвращайтесь к нам”.

Нижинский был в шоке, потому что думал, что бывший наставник его поймет и поддержит. Но этого не случилось. Вацлав решил уйти в сольное плавание. Но Дягилев постоянно вставлял ему палки в колеса.

Однажды по протекции одного из спонсоров “Русских сезонов” Нижинский вернулся в труппу. Но Дягилев “предательства” не простил. И подговорил всех артистов не общаться с Вацлавом. Хрупкое сердце артиста не выдержало, и он покинул труппу.

Вацлав Нижинский и "Русские сезоны" Дягилева

Следующие статьи:

  1. Дягилев и Нижинский.
  2. Вацлав и Ромола.
  3. Бронислава Нижинская и ее брат Вацлав.
  4. Нижинский и болезнь.
  5. Фильмы и книги про Нижинского.

Вот так и закончился этот период в его жизни. Вацлав Нижинский и “Русские сезоны” навсегда остались в памяти европейской публики. А разговоры о великолепии артиста Нижинского существуют до сих пор.

Спасибо за ваше потраченное время