Ида Рубинштейн: Я себя сделала сама, я никому ничего не должна.

Ида Рубинштейн – фигура довольно занятная и интересная. Как складывалась судьба русской аристократки? Давайте посмотрим.

Рождение

Ида Рубинштейн родилась 3 октября 1883 года в Харькове. Ее родители Лев Рувимович и Эрнестина Исааковна были богатейшими людьми. При рождении девочку назвали Лида, но она не любила это имя.

К сожалению, в 1888 году скончалась мать Иды, а в 1892 году – отец. Девушка осталась один на один со своим несметным богатством. В 1894 году переехала в Петербург и находилась на попечении своей тетушки до совершеннолетия. Жили они в огромном особняке на Английской набережной.

Ида получила блестящие образование. Она знала 5 языков, много читала, увлекалась историей Греции, а также работами Ницше.

Она немного не вписывалась в стандарты женской красоты того времени, поэтому решила брать даже не талантом, а своими финансами. Платила педагогам, чтобы те обучали ее литературе, танцам и актерскому мастерству. Платила режиссерам, чтобы взяли ее на роли.

Всё сама

Уже в 1904 году под псевдонимом Лидия Львовская организовала антрепризу “Антигона” за собственные деньги. Спектакль оформлял Лев Бакст. Так началось их продолжительное творческое общение.

ида рубинштейн

Саломея

Пару раз она приходила к режиссерам, но те не давали ей главные роли. И тогда она решила взяться за дело серьезно… С 1908 по 1938 год Рубинштейн занималась организацией и подготовкой театральных антреприз на личные средства.

Начала она с постановки частного спектакля “Саломея” (Оскар Уайльд) в Михайловском театре. К сожалению, премьера не состоялась. Но позже спектакль частично был осуществлен на Вечере художественных танцев в Большом зале Петербургской консерватории.

“Ни микрона банальности!” – девиз Иды Рубинштейн по жизни.

Ида исполнила “Танец семи покрывал”. Задумка была в следующем: танцуя, она разворачивала тяжёлые парчовые покрывала одно за другим. В финале на ней оставалось полупрозрачное платье, которое было украшено рядами цветных бус. Сшито оно было по эскизам Льва Бакста.

Станиславский тогда назвал ее “бездарно голой”.

танец семи покрывал

Брак

В 1909 году вышла замуж за Владимира Горовица. Но сразу после свадебного путешествия брак распался. Правда этот союз изначально был весьма странным.

Говорят, что Ида в то время находилась под опекой ближайших родственников. А после выходки с “Танцем семи покрывал” родные усомнились в душевном здоровье девушки. И упрятали ее в сумасшедший дом.

Через месяц Рубинштейн проломила баррикады психушки и сбежала оттуда. Она вышла замуж за банкира Горовица. А позже с ним развелась. Так она избавилась от опеки родственников и стала законной наследницей огромного состояния.

Также ходили слухи, что их брак был чистой формальностью. За него Ида отдала “отступные” семье Горовица.

Русские сезоны

Деньги Иды делали свое дело. Не остался в стороне и Дягилев, которому очень нужны были спонсоры для “Русских сезонов” в Европе. В 1909-1911 годах выступала на сцене вместе с Вацлавом Нижинским, Анной Павловой и Тамарой Карсавиной в постановке «Клеопатра».

Ида не танцевала и не играла. Она была гениальной фигуранткой на сцене. Для роли Клеопатры девушка облачилась в бирюзовую одежду и надела синий парик, в который были вплетены голубые лотосы.

Именно Рубинштейн ввела в моду цветные волосы.

Также вместе с Вацлавом Нижинским участвовала в премьере балета «Шахерезада».

ида рубинштейн

Серов

Выдающийся художник Валентин Серов оформлял персидский занавес для балета “Шахерезада”. Они познакомились с Идой в парижском театре “Шатле”, в котором выступала труппа Дягилева.

Через время на свет появился знаменитый портрет артистки.

портрет рубинштейн серова

Но публика в пух и прах раскритиковала Серова. Назвали эту “мазню” чуть ли не пародией на искусство. А художник в разгар этого скандала взял и скончался…

И после смерти все ценители высокого побежали в “Русский музей”, чтобы посмотреть на картину. Кстати, сразу после смерти Серова, портрет в одночасье стал чуть ли не шедевром мировой классики.

Самостоятельная деятельность

Едва закончив сотрудничать с Дягилевым и Серовым, Рубинштейн снова начала собственное дело. Она за большие деньги переманивала к себе сотрудников Дягилева. Сама ставила хореографию и играла главные роли в постановках.

Были поставлены следующие балеты:

  • “Пиршества Психеи и Амура”;
  • “Поцелуй феи”;
  • “Мученичество Святого Себастьяна”;
  • “Елена Спартанская”;
  • и многие другие.

Эпатаж

У нее завязался роман со скандальным писателем Габриэле Д’Аннунцио. Рубинштейн танцевала в постановке Д’Аннунцио «Мучиничество Святого Себастьяна». Премьера состоялась в 1911 году. Ее тело было худым и долговязым.

«Кто же мученик — святой или публика?!» — вопрошали зрители и критики.

Балет захватила волна негодования: эпатажная женщина, еврейка (1911 год) – в роли одного из самых почитаемых католических святых. Немыслимо!

Подобное также вызвало яростные протесты Ватикана. Д’Аннунцио за это был отлучен от церкви.

Кинематограф

Кинематограф в те времена набирал свои обороты. Д’Аннунцио не только писал сценарии к фильмам, но и позвал сниматься в кино Иду Рубинштейн. В 1921 году она сыграла роль в фильме под названием “Корабль”.

Ида Рубинштейн

Снова балет

Бронислава Нижинская (сестра Вацлава) в 1928 году собрала интернациональную труппу, в которую входила Ида Рубинштейн. Из-под пера Нижинской вышли балеты:

  • “Болеро”;
  • “Поцелуй феи”;
  • “Персефона”;
  • “Жанна д’Арк”;
  • “Амфион”;
  • “Семирамида”.

Труппа существовала до 1938 года. Но закрылась из-за надвигающейся войны. В последний раз Рубинштейн вышла на сцену в 1938 году в оратории Онеггера “Жанна д’Арк на костре”.

Напролом

Сразу после начала войны Ида перебралась в Англию. Она работала в лазарете, ухаживая за раненными. Много отдавала денег на благотворительность и в госпитали.

В 1945 году вернулась во Францию. Поселилась в провинции Ванс, где приобрела красивую виллу “Les Olivades”. Все последующие годы Ида прожила в одиночестве, но в окружении слуг.

Умерла 20 сентября 1960 году. Она завещала никому не сообщать (особенно прессе) о своей смерти. Никто не должен был знать место ее захоронения. А на надгробии попросила оставить лишь ее инициалы “I.R.”

Какая она? Ида Рубинштейн. Странная? Неказистая? Женщина-полузмея? Бунтарка? Аристократка без тормозов? Критики не жалели синонимов для нее. Но она была настоящим реформатором. И не боялась ничего.

Спасибо за ваше потраченное время