Русские балеты Дягилева имели большую популярность в Европе и Америке в начале XX века. Это 2 часть подборки мемуаров знаменитых артистов и друзей Сержа.
Нижинская
- “Ранние воспоминания” (Бронислава Нижинская).
Бронислава – сестра Вацлава Нижинского. Она долгие годы (но с перерывами) работала в труппе Сержа Дягилева. Сначала танцевала партии в балете (1910-1913 годы).
А затем в 1921 году стала хореографом. Поставила:
- Свадебка;
- Лиса;
- Докучные;
- Голубой экспресс;
- Ромео и Джульетта;
- и многие другие.
Кстати, у девушки была небольшая интрижка с Федором Шаляпиным.
Балетная семья
- Балет Дягилева (Сергей Григорьев).
- Двойной портрет (Владимир Карлик).
Сергей Григорьев работал с Дягилевым в качестве режиссера и исполнителя с самого первого спектакля в Париже в 1909 году. Он отвечал за состояние труппы, за репертуар. Также помогал хореографам готовить спектакли, участвовал в отборе молодых участников.
Любовь Чернышёва была его женой. Артистка участвовала в постановках “Русских сезонов” в 1911 году. Но на постоянной основе начала танцевать с 1916 года. Работала в труппе по 1929 год (до смерти Дягилева).
Участвовала в балетах:
- Шахерезада;
- Клеопатра;
- Тамара;
- Женщины в хорошем настроении;
- Пульчинелла;
- Русские сказки;
- Аполлон Мусагет;
- Свадебка;
- и многие другие.
Мясин
- “Моя жизнь в балете” (мемуары).
Леонид Мясин был главным балетмейстером “Русских сезонов” с 1914 по 1921 год. Он стал настоящей звездой и лучшим другом самого Дягилева после ухода Нижинского.
Леонид любил называть свою фамилию на французский лад – Massine (Массин – ударение на “и”).
Серж приметил молодого артиста Большого театра еще в 1913 году. Он позвал его к себе на гастроли. Мясин твердо решил сказать ему “нет”. Но на самой встрече неожиданно для себя самого согласился.
Поставил такие балеты:
- Кикимора;
- Русские сказки;
- Парад;
- Волшебная лавка;
- Песнь соловья;
- Весна священная (новая версия);
- Зефир и Флора.
В 1924 году Леонид купил себе небольшой архипелаг Ли-Галли в Италии, который состоял из нескольких островов. Он и его семья жили на самом большом острове Галло-Лунго. Там же артист открыл школу танцев для своих учеников.
Соколова
- “Танцуя для Дягилева” (Лидия Соколова).
Лидия Соколова присоединилась к труппе в 1915 году. И была предана ей вплоть до 1929 года, пока Дягилев не скончался.
Балеты:
- Весна священная;
- Волшебная лавка;
- Треуголка;
- Матросы;
- Бал;
- и многие другие.
Кстати, по происхождению девушка – англичанка. И ее настоящее имя Хильда Маннинге. Лидия Соколова – творческий псевдоним. Дягилев всегда относился к ней по-отцовски. Он держал на руках Лидину дочку, которая играла с его очками. А также спасал Лидию от многих бед.
Долин
- Ballet Go Round (1938 год);
- Friends and Memories (1984 год);
- Last words: a final autobiography (1985 год).
Патрик Кэй – английский артист балета и хореограф. Сценический псевдоним – Антон Долин. Работал с Дягилевым с 1921 года.
Танцевал ведущие партии в балетах:
- Голубой экспресс;
- Зефир;
- Блудный сын;
- Бал;
- и многие другие.
Лифарь
- “Дягилев и с Дягилевым” (Сергей Лифарь).
Одна из самых популярных книг о маэстро. Лифарь был другом фаворитом Сержа. Русские балеты Дягилева не обошлись бы без него. Именно он до самой смерти был вместе с Сергеем Павловичем.
Баланчин
- Страсти по Чайковскому (Джордж Баланчин);
- Джордж Баланчин (Олег Левенков).
Джордж Баланчин – хореограф грузинского происхождения, который был участником труппы с 1924 года. Именно Дягилев посоветовал юному Георгию Баланчивадзе сменить имя на более звучное – Джордж Баланчин.
Поставил такие балеты:
- Песнь соловья;
- Пастораль;
- Триумф Нептуна;
- Кошка;
- Аполлон Мусагет;
- Бал;
- Блудный сын;
- и многие другие.
Баланчин стал главным хореографом XX века. Он был одним из тех гениев, кто положил начало начало профессиональному американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству.
Данилова
- Choura: The Memoirs of Alexandra Danilova (сочинения).
Александра Данилова была воспитанницей великой Агриппины Вагановой. Именно роль жар-птицы в одноименном балете Стравинского помогла попасть ей к Дягилеву. С 1924 года официально гастролировала с труппой вплоть до смерти маэстро.
Серт
- Мизиа, или “Пожирательница гениев” (мемуары).
Мисей Серт (в других источниках: Мизиа, Мися) – подруга, муза и покровительница художников, поэтов, композиторов начала XX века, щедрая меценатка. В 1908 году во время премьерного показа «Бориса Годунова» в парижской Опера Мися познакомилась с Сержем Дягилевым.
Она была посредником в отношениях Сержа с композиторами, художниками, танцовщиками. Их дружба продлилась более 20 лет. Дягилев говорил, что Мися – единственная женщина, на которой он мог бы жениться.
На средства Серт и похоронили Сергея Дягилева.
Шанель
- Жизнь, рассказанная ею самой (мемуары).
В 1920 году Мисей Серт познакомила Коко Шанель и Дягилева. Шанель сразу же влюбилась (по-творчески) в гения. И по-свойски называла его Дягом. Также выступала в качестве меценатки балетов для русской труппы.
Красавица Коко замечала, что все полученные деньги от представлений Серж вкладывал снова в постановки и в своих артистов. А сам находился практически в постоянном безденежье.
Композитор Стравинский был влюблен в Коко.
Она была под таким впечатлением, что решила подарить ему роскошные меха. Дягилев очень долго отнекивался. И принял подарок только тогда, когда смог отдать девушке его полную стоимость.
- “Что подумает моя труппа?” – спросил Дягилев.
- “Она подумает, что наконец-то ее руководитель отдал моли остатки своего рванья!” – ответила Коко.
Дягилев умер в день рождения Шанель. Коко очень сильно потрясла эта новость. В впоследствии она никогда его не праздновала.
Русские балеты Дягилева в начале XX века гремели по всему миру. Если вы хотите окунуться в атмосферу тех лет, то можно почитать мемуары артистов и друзей Сергея Павловича Дягилева.
Спасибо за ваше потраченное время