Мемуары и дневники артистов балета Дягилева. 1 часть.

афиша русских сезонов дягилева

Здесь собраны мемуары и дневники артистов балета Дягилева. Знаменитые “Русские сезоны” более 20 лет покоряли лучшие города Европы. Вашему вниманию представлена 1 часть подборки.

Дягилев

  1. “Сергей Дягилев. Русские сезоны навсегда” (Шенг Схейен);
  2. “Жизнь замечательных людей” (Наталия Чернышова-Мельник).

Сам Дягилев собственных мемуаров не оставил. Ему было просто некогда. Зато есть 2 биографии, которые раскрывают его как гения искусства и прекрасного продюсера.

дневники артистов балета

Кшесинская

  1. “Воспоминания” (мемуары);
  2. Дневники, воспоминания, письма великого князя Андрея Владимировича.

Матильда Кшесинская пользовалась покровительством Императорского двора. В юности у нее был роман с Николаем 2. После расставания за ней ухаживал дядя Николая – Сергей Михайлович. А вышла замуж она за великого князя Андрея Владимировича. Они были кузенами с Николаем 2.

В 1909 году всячески (творчески и финансово) Кшесинская содействовала Дягилеву в организации первых Русских балетных сезонов. Но вскоре Маля и Серж рассорились. Выступления были на грани срыва.

Но они состоялись!

В своих мемуарах Матильда часто вспоминает Дягилева и свои гастроли по Европе. Много было между ними споров и разногласий за всю жизнь. Но окончательно они помирились лишь в эмиграции.

матильда кшесинская воспоминания

Нижинские

  1. “Чувство” (Вацлав Нижинский);
  2. “Вацлав Нижинский” (Ромола Нижинская);

Вацлав Нижинский был фаворитом Сержа Дягилева. Ваца и Серж были связаны контрактом на протяжении 5 лет. Дягилев быстро понял, что Нижинский человек творческий. Он всячески отгораживал его от общения со всеми.

Серж всё ему оплачивал, засыпал подарками, дарил колечки от Картье. Водил по выставкам, спектаклям, советовал книги. Делал все, чтобы Вацлав думал только о балете.

В “Русских сезонах” Нижинский блистал в “Павильоне Армиды”, “Жар-птице”, “Спящей красавице”, “Петрушке”, в “Видении розы” и тд.

И однажды звезда Нижинского “выстрелила”. В 1912 году вышел балет «Послеполуденный отдых фавна», который был поставлен самим Вацлавом. Он произвёл на публику настоящий фурор! Далее последовали его реформаторские постановки “Игры” и “Весна священная”.

Так они творили, пока к труппе Дягилева аккуратно примкнула венгерская аристократка Ромола Пульска. И влюбилась она, конечно же, в Нижинского. Девушка очень долго пыталась попасть в труппу, брала уроки балета.

В 1913 году труппа Дягилева отправилась с гастролями по Южной Америке. Добираться нужно было на корабле. Дягилев не поехал. И тут Пульска быстренько охмурила Вацлава. Не успев сойти с корабля, она уже стала госпожой Нижинской. Они обручились.

Дягилев был в ярости. Он выгнал Нижинского из собственной труппы. К сожалению, у Вацлава очень тяжелая судьба. Он болел шизофренией. Несмотря на предательство, Дягилев всячески старался “вернуть” Вацу к жизни.

Павлова

  • “Я помню ее такой. Моя жена Анна Павлова” (Виктор Дандре).

Анна Павлова с Дягилевым проработала очень мало. Она танцевала в паре с Вацлавом Нижинским в балетах «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Египетские ночи» и многие другие.

По слухам, в ней заиграла творческая ревность. Ей очень не понравилось, что европейская публика рукоплескала Нижинскому намного громче, чем главному “умирающему лебеду” мира.

Европейцы в фамилии Павлова ставили ударение на букву “о”.

Позже в 1910 году она ушла в сольное творчество. И со своим гражданским мужем Виктором Дандре, набрав труппу артистов, организовала собственные гастроли.

"Я помню ее такой. Моя жена Анна Павлова" (Виктор Дандре)

Карсавина

  • “На Театральной улице” (мемуары).

Тамара Карсавина была любимой артисткой и подругой Сержа Дягилева. В “Русских сезонах” балерина дебютировала вместе с Вацлавом Нижинским в “Павильоне Армиды”. А потом была ее триумфальная роль жар-птицы в одноименном балете.

тамара карсавина на театральной улице

Фокин

  • “Против течения. Воспоминания” (мемуары).

Михаил Фокин был выдающимся балетмейстером. Гастроли Русского балета в Париже принесли ему мировой успех. Из-под его пера вышли следующие постановки:

  • Половецкие пляски;
  • Павильон Армиды;
  • Карнавал;
  • Шахерезада;
  • Жар-птица;
  • Петрушка;
  • Видение Розы;
  • и многие другие.

Фокин работал у Дягилева с 1908 по 1914 год. Позже они рассорились. Михаил покинул труппу.

В своих мемуарах Фокин часто обижался, что вся слава ушла к Дягилеву. Зрители считали Сержа творцом балета/балетмейстером/хореографом/художником-постановщиком… Но балеты ставил Фокин, а Дягилев был классным организатором и пиарщиком.

Со временем вместо “Ballet Russe” постановки стали называться “Serge Diaghileff Ballet Russe”, а затем “Дягилевский балет”.

 

Бенуа

  • “Мои воспоминания” (мемуары, 5 томов).

Александр Бенуа –  знаменитый русский художник и деятель искусств. С 1908 по 1911 год был художественным руководителем “Русских сезонов”. Оформление сцены, декорации, гобелены, костюмы – многие шедевры были сделаны именно им:

  • Петрушка;
  • Жизель;
  • Спящая красавица;
  • Сильфиды;
  • Павильон Армиды;
  • Половецкие танцы;
  • Пир;
  • Клеопатра.

Декорации Александра Бенуа к балету “Павильон Армиды”.

александр бенуа павильон армиды

"Мои воспоминания" (Лев Бакст)

Бакст

  • Моя душа открыта (мемуары, 2 тома).

Лев Бакст – знаменитый художник, иллюстратор, дизайнер. С 1910 года работал над театральными декорациями “Русских сезонов”, в которых произвёл настоящую революцию.

Визуально оформлял следующие балеты:

  • Клеопатра;
  • Карнавал;
  • Шахерезада;
  • Жар-птица;
  • Нарцисс;
  • Видение розы;
  • Послеполуденный отдых Фавна;
  • и многие другие.

Декорации Льва Бакста к балету “Шахерезада”.

лев бакст шахерезада

Моя душа открыта бакст

Рерих

  • Листы дневника (мемуары, 3 тома).

Николай Рерих – русский художник, путешественник, философ и мистик. Он выступил не только как создатель костюмов и декораций для “Русских сезонов”, но и как либреттист. Оформил такие балеты:

  • Половецкие пляски;
  • Князь Игорь;
  • Псковитянка;
  • Весна священная;
  • и многие другие.

николай рерих листы дневника

Стравинский

  • Хроника моей жизни (мемуары).

Игорь Стравинский – русский композитор, который начал свое партнерство с Дягилевым с написания музыки для трех балетов (“Жар-птица”, “Петрушка”, “Весна священная”). В последствии все эти балеты принесли ему мировую известность.

Игорь Стравинский и Серж Дягилев

стравинский и дягилев

Дягилев и Стравинский сотрудничали на протяжении многих лет, то прерывая, то восстанавливая отношения. За это время композитор написал многие знаменитые балеты:

  • Поцелуй феи;
  • Лиса;
  • Свадебка;
  • Пульчинелла;
  • Царь Эдип;
  • и многие другие.

Из воспоминаний Стравинского:

На этой обложке книги “Хроника моей жизни” также изображен портрет Стравинского, который нарисовал Пикассо. Только он был написан чуть позже (в 1920 году).

Игорь Стравинский хроника моей жизни

Рубинштейн

  • “Причуды Саломеи, или Роман одной картины” из цикла “Грешные музы” (Елена Арсеньева).

Ида Рубинштейн – личность странная. Ее родители были очень богатыми. Но, к сожалению, скончались в эпидемию. Девушка осталась один на один со своим несметным богатством.

Она немного не вписывалась в стандарты женской красоты того времени, поэтому решила брать не талантом, а своими финансами. Она платила режиссерам, чтобы те брали ее на роли.

В стороне не остался и Дягилев. Говорят, за хорошую сумму Ида попала в балет Сержа. Она и не танцевала, и не играла. Рубинштейн всегда была гениальной фигуранткой. С важным видом королевы она ходила по сцене и украшала собой постановку.

Именно в труппе Дягилева Ида познакомилась с художником Валентином Серовым, который позже нарисовал ее знаменитый портрет.

"Грешные музы" (Елена Арсеньева)

Мордкин

  • Артист балета Михаил Михайлович Мордкин (Елизавета Суриц).

Михаил Мордкин был настоящим “Гераклом балетной сцены”. Сильный и ловкий танцовщик обладал идеалом мужской красоты. Своими движениями он заполнял любую постановку.

С труппой Дягилева артист открывал “Русские сезоны”. Мордкин дебютировал в 1909 году в балете «Павильон Армиды». Но ошеломительный успех пришел к нему в 1910 году, когда он танцевал уже в труппе Анны Павловой вместе с примой.

Позже в 1926 году Мордкин стал одним из основоположников американского классического балета.

Артист балета Михаил Михайлович Мордкин суриц

Каралли

Вера Каралли гастролировала с труппой Дягилева в 1909-ом, а затем в 1919-1920-ых годах. Танцевала с Михаилом Мордкиным. Участвовала не только в постановках «Дочь фараона», «Жизнь за царя», «Лебединое озеро», «Саламбо», но и стала звездой русского немного кино.

Также была косвенно причастна к убийству Григория Распутина. У Веры Каралли с 1915 года был роман с великим князем Дмитрием Павловичем. Она была одной из двух женщин (вторая Марианна Пистолькорс), которая присутствовала в Юсуповском дворце в ту саму злосчастную ночь.

После революции эмигрировала в Литву.

Несколько ее писем, которые не были опубликованы.

Лопухова

  • «Маленькая Лопухова»: Лидия Лопухова (1891–1981), ее жизнь и творчество за рубежом (Елизавета Суриц).

Лидия Лопухова дебютировала в “Русских сезонах” в 1910 году. Она исполняла выделяющиеся роли в “Жар-птице”, “Карнавале”, “Петрушке”. Но после гастролей на 5 лет уехала в США.

Вне Родины Лопухову называли на европейский манер – Лопокова (Lopokova).

Вернулась к Дягилеву она только в 1916 году. Начала танцевать в паре с Вацлавом Нижинским. У труппы начались гастроли по США. А Лопухову там хорошо знали. Сержу этот факт сыграл на руку. Лидия прослужила в труппе до 1919 года.

Потом сбежала, желая как можно быстрее разорвать брак с одним из администраторов труппы Рандольфо Бароччи. Но в 1921 году Лидия снова вернулась к Дягилеву и танцевала роль Авроры в “Спящей красавице”.

Лопухова утверждала, что именно ее участие побудило Сержа изменить название «Спящая красавица» на «Спящая принцесса». «С таким носом невозможно называться ‘красавицей’!» – якобы сказал он ей.

Затем девушка опять убегает из труппы. Выходит замуж за знаменитого английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Но в 1925 году снова возобновляет выступления с Дягилевым.

Лидия Лопухова

Кохно

  • “Дягилев и Русские балеты” (Борис Кохно).

Борис Кохно был личным секретарём и помощником Дягилева до самой его кончины. Борис сочинял стихи, музыку, новеллы, занимался живописью, рисовал.

Для «Русских сезонов» написал:

  • либретто оперы Мавра;
  • балет Докучные;
  • Матросы;
  • Кошка;
  • Блудный сын.

Вместе с Лифарем был при Дягилеве в последние часы его жизни. Унаследовали часть архивов и коллекций Сержа. Тетради Кохно.

борис кохно

2 ЧАСТЬ

Мемуары и дневники артистов балета Дягилева, но только некоторых людей. Вторая часть доступна по ссылке.

Спасибо за ваше потраченное время