Вацлав Нижинский и балет – два слова, которые смогли зажечь огонь в сердцах людей. Знаменитый танцор обладал уникальной техникой “зависания в воздухе” при прыжке. Как начиналась его карьера?
Предыдущие статьи:
Мариинский театр
После окончания Императорского балетного училища в 1908 году Вацлав Нижинский был зачислен в труппу Мариинского театра.
Иерархия рангов была следующей:
- артист балета;
- корифей;
- прима;
- прима-балерина assoluta для женщин/артист-премьер для мужчин.
Молодой юноша дебютировал в балетных сценах оперы Моцарта «Дон Жуан». Но довольно быстро Вацлав начал карабкаться по карьерной лестнице.
Следующие балеты он танцевал в дуэте с примой-балериной Матильдой Кшесинской. А также с ведущими примами Карсавиной, Преображенской и Павловой.
Анна Павлова
В балете “Жизель” Павлова и Нижинский играли главные роли. И Анна Павловна очень ревностно относилась к успехам Ваци. После совместно успешно исполненного па-де-де прима-балерина заметила, что Нижинского зовут на поклон намного чаще, чем ее.
Вот, что она говорила:
От этого артистка рухнула в обморок в неконтролируемом приступе обиды. Для нее это было немного неправильно, что мужчине-танцовщику аплодируют больше, чем женщине.
Но Вацлав абсолютно спокойно, вежливо и с уважением относился к творчеству Павловой. Ему нравилась ее хрупкость, грациозность и виртуозная техника.
Прыжок
Уникальность Вацлава Нижинского как танцора заключалась в умении превосходно прыгать. Он слово парил над землей, застывая воздухе на несколько секунд. Ему с легкостью давались любые технически трудные пируэты.
У юного танцовщика были достаточно мускулистые ноги. Мышцы на бедрах были натянуты как луки. Его сильные руки с легкостью поднимали партнершу и подбрасывали в воздух.
В нем гармонично соединялись пластичность, невесомость и техническое совершенство. Итальянский виртуозный хореограф Энрико Чекетти, который служил в Мариинке в те годы, был настоящим учителем для Нижинского.
Артист Вацлав Нижинский всегда был разным. В каждой роли он преподносил себя нового. В нем менялось все: выражение лица, прическа, цвет кожи и даже рост.
Нижинский день за днем шлифовал свое мастерство и азы профессии балетного артиста. Но в глубине души понимал, что танец имеет более многозначную функцию. Ему хотелось открытий и реформ.
Помощь семье
После беззаботных 8 лет обучения в балетном училище Вацлав понял, что теперь нужно обеспечивать и себя, и свою семью. В Мариинском театре он получал свои кровные 65 рублей в месяц.
Дела Нижинских пошли чуть лучше. Они перебрались в просторную квартиру на Большой Конюшенной и даже смогли нанять служанку, которая помогала по дому. По выходным из балетной школы возвращалась сестра Броня. Вацлав уделял ей много времени и преподавал танцы.
К сожалению, у старшего сына Элеоноры Нижинской начались неконтролируемые приступы агрессии. Семья решила поместить его в специальную клинику. Но каждое воскресенье Нижинские навещали Станислава, одаривая его вниманием и подарками.
Маскарад
Однажды Матильда Кшесинская познакомила Вацлава с богатым аристократом князем Павлом Львовым, который стал его покровителем. Ваца впервые столкнулся со Светом Петербурга, где сверкали драгоценные камни, а шампанское лилось рекой.
Как-то раз в Мариинском театре был маскарад, где собралась вся элита Санкт-Петербурга. И тогда князь Львов предложил Нижинскому одеться в дамское платье XVIII века. Вацлав поддержал затею. Для него это было просто игрой.
Львов хорошо был знаком с семьей Нижинского. Однажды он оплатил их долги по счетам. А еще катал Вацу, Броню и их маму на своих машинах. Они у него появились одним из первых. Приглашал на званные обеды в собственный особняк и погостить на вилле.
Русские сезоны
Внезапно в жизни Нижинского появляется Сергей Дягилев. Они начали работать вместе на “Русских сезонах”. Дягилев открыл сначала Парижу, а потом и всей Европе нового артиста.
“Вацлав Нижинский и балет” стало именем собственным. Ваца был занят в лучших постановках, где танцевал в дуете с примами-балеринами. После парижского успеха в родном театре артисту отдавались лучшие роли.
Развод с Мариинским
Но при этом дирекция театра, все-таки, с ревностью относилась к успеху “Русских сезонов” Дягилева в Европе. Потому что Париж видел всё лучшее, а русский народ нет.
И вот однажды Нижинского увольняют из-за костюма для балета “Жизель”. Что там произошло – неизвестно. Но есть несколько версий:
- свита великих княгинь Ольги и Татьяны были шокированы костюмом Нижинского и доложили, куда надо;
- вдовствующая императрица Мария Федоровна сочла, что Нижинский «недостаточно одет», а “нужные люди” подсуетились.
Ромола Нижинская (жена Вацлава) в своих мемуарах объясняет причину произошедшего:
Хотя его сестра Бронислава объясняет все так:
Кстати, великий князь Андрей Владимирович был покровителем (а позже мужем) Матильды Кшесинской. Нижинский долго не хотел выходить к князю. Но потом решил, что это неправильно заставлять ждать публику и императорскую семью.
В некоторых источниках утверждается, что, все-таки, за кулисы пришел Сергей Михайлович.
Князь все это время стоял перед закрытым занавесом и ждал. Вацлав решил выйти и показать костюм. После того как они все уладили, представление началось.
Но на следующий день Нижинского отстранили от работы. Об этом скандале в то время писали все газеты Москвы и Санкт-Петербурга. Дягилев убедил Нижинского подать заявление на увольнение раньше, чем театр расторгнет с ним контракт.
Дирекция Мариинского театра была шокирована. Они не ожидали, что ведущий солист покинет сцену. Взамен Серж пообещал Ваце место в своей труппе и другие привилегии. И он согласился.
В 1911 году Вацлав покинул Россию, еще не подозревая о том, что больше сюда никогда не вернется.
Следующие статьи:
- “Русские сезоны”.
- Дягилев и Нижинский.
- Вацлав и Ромола.
- Бронислава Нижинская и ее брат Вацлав.
- Нижинский и болезнь.
- Фильмы и книги про Нижинского.
Вацлав Нижинский и балет – вещи, которые невозможно разъединить. Чудесному артисту удавалось с легкостью удивить самую капризную публику мира. Как в дальнейшем сложилась его судьба?
Спасибо за ваше потраченное время